Среда, 18.06.2025, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Бизим мектеп

Это вы
Мини-чат
200

Биографии

Исмаил Гаспринский (1851–1914). Великие мыслители рождаются именно на разломах истории, в местах на земном шаре, наиболее подверженных общественным деформациям. Востребует жизнь – и они появляются. На философском языке это трактуется как «проявление необходимости».

Не мог И. Гаспринский, выросший в Бахчисарае, где печатался и откуда распространялся по всему мусульманскому поясу России Священный Коран (Бахчисарайская типография была некоторое время единственной, предназначавшейся для этой цели), не думать о судьбах мусульманства в России, да и во всем мире. Не мог он, живший неподалеку от служившей когда-то общепризнанной кузницей всесторонне просвещенных людей – Зынджырлы-медресе (и на ее же территории похороненный), не тяготиться обреченностью своего народа и других тюрков-мусульман России на нищету, бесправие и невежество. Не мог, видя, сколь сильно имперское давление, не искать путей высвобождения из-под гнета на поприще именно просвещения, которое предполагает мирное сожительство и развитие народов, становясь еще и условием для этого.

Феномен И. Гаспринского не случаен. То, как он блестяще справляется со своим предназначением, не может не восхищать и не радовать. Исмаил-бей Гаспринский явился символом, генератором, источником новых идей и новой философской концепции, основанной на ненасилии в глобальном масштабе, на безоговорочном славяно-восточном согласии, на принципах самоорганизации общества, органически присущих мусульманству.

Ему было всего тридцать лет, когда на редкость смело и убедительно на весь мир прозвучало его мудрое наставление народам: «Как между отдельными человеческими единицами лучше и легче живется на основе взаимного уважения, признания правил солидарности интересов, так и общежитие человеческих групп и народностей должно исключительно покоиться на таких же основах».

На заре грозового XX века он отчетливо понял важность проблемы того, как уберечь мир от конфронтации на национальной и конфессиональной основах.

Перед нами не только мыслитель и философ, генерирующий идеи, но и деятельный их реализатор. Его девиз всегда, во всем и везде один и непреложен: «Единство в словах, мыслях и делах!» Следование этому девизу превращает Гаспринского в величайшего подвижника просвещения. Как никто в тюркском поясе России, да и во всем мусульманском мире, он осознает, что «невежды – суть рабы по природе», что без знаний угнетенные всегда будут оставаться угнетенными. Верный принципу нахождения разумных решений в любых условиях, он находит единственно правильное, эффективное и надежное направление работы и в этом вопросе - надо двигать вперед просвещение через реформирование традиционной мусульманской школы. Им разрабатывается новый метод преподавания и приобщения к знаниям – «Усул-и-джадид». Воплощение его в жизнь требует титанических усилий, огромной практической работы. Он объездил ради достижения поставленной цели многие регионы, а когда джадидизм покорил Индию, Китай, арабские страны, становится желанным гостем и здесь. Какую инициативу ему удалось пробудить в угнетенных народах, какое мощное движение вызвать! Это был подлинный Ренессанс мусульманской части мира. Огромные массы учительства, интеллигенции увлеклись гениальной идей И. Гаспринского. Преодоление колониализма, последовавшее уже после смерти Учителя, начиналось в годы расцвета его творческой деятельности со страниц «Терджимана», доходившего до Каира и Урумчи, до Казани и Лахора, до Тракая и Бухары,

Нельзя просвещать, не обучая, не воспитывая, не возвышая и не взращивая человека. И Гаспринский выступает как педагог, демонстрируя тонкое знание психологии – личностной и общественной (социальной). Он все силы отдает тому, чтобы открывать глаза обездоленным людям, возвышать разум, укреплять чувство ответственности за жизнь на Земле, за право называться Человеком.

Упорно сопротивляется царизм проведению в жизнь просветительских идей И. Гаспринского. Не нравятся имперской власти затеянные «неистовым бахчисарайцем» школьные реформы. Не служат они подспудной цели России – русификации инородцев. И Гаспринский в этих условиях показывает себя непревзойденным политиком, дипломатом. Он не идет на конфликт с властью, но он и не служит власти. Он служит идее. Служит без всяких ожиданий каких-то благ или выгод. Он служит людям и решительно против, чтобы служили ему. Он лишен всяческих амбиций, он безукоризненно честный труженик, он высококультурный человек, который видит прежде всего других вокруг себя, а не себя среди других. Он подлинный демократ. Демократ с большой буквы.

Последнее качество Исмаила Гаспринского следует подчеркнуть особо. Это облегчает задачу современного прочтения его произведений и восприятия его самого как Человека. Сегодня слово «демократия» стало самым употребительным в жизни и в политике – большой и малой. Оно у всех на языке и на слуху.

Как демократ Исмаил Гаспринский стоит рядом с Соловьевым, Бердяевым, с той лишь разницей, что у него не славяно-европейский, а сугубо восточный взгляд на самоорганизацию общества. А Восток, как известно, дело тонкое, здесь свое видение мира и человека. Человек в восточной трактовке – высшая ценность не на словах, а на деле. Это подтверждается на примере каждой мусульманской общины. В человеке важна его духовная сущность, возвышающая нравственно как самого индивида, так и контактирующих с ним окружающих, во взаимодействии и взаимовлиянии. Без нравственности, без духовности не может быть и речи о ненасильственном и глобальном мире людей.

Сегодняшний интерес к И. Гаспринскому (в советский период о нем запрещалось даже упоминать) во всем цивилизованном мире вызван именно этим обстоятельством – глобальным шествием демократии, которое приводит в движение нации, народности, социальные слои, социальные общности – всех, все и вся – под эгидой защиты прав человека.

Путь в будущее освещается из прошлого через настоящее. И. Гаспринский для нас в прошлом находится лишь во времени. Тысячами живых нитей он связан с настоящим. Он современен как никогда именно сейчас, на новом повороте истории после крушения эры тоталитаризма. Условия сегодняшнего дня, когда идет поиск общественных моделей, оптимально гарантирующих и права человека, и права наций, обеспечивающих необходимые свободы, воодушевляющих людей, пробуждающих инициативу и творчество, сами собой наталкивают на новое осмысление и понимание исторической личности Исмаила Гаспринского.

И. Гаспринский выступал за синтез мусульманского вероучения и достижений современной науки. Он создал и возглавил джадидистское педагогическое движение, направленное на переход от конфессионального и российского гражданского образования к созданию национального светского образования.

Достижением джадидистов было и привнесение требования, согласно которому всякий дурной поступок или плохое поведение ученика наказывались более гуманными способами. Было недопустимо наказание розгами или иным физическим способом. Гаспринскому удалось построить перспективную, четко продуманную, непрерывную цепь структуры национального новометодического образования: мектеб (начальная школа) – мектеб-рушдие (средняя школа) – медресе (высшая школа).

И. Гаспринский вплотную подошел к пониманию теоретического осмысления созданной им новометодной школы. Он писал: «Существует ли особая наука относительно устройства и ведения мектебов и училищ и обучения детей? Этой науки на нашем языке нет». Он заложил краеугольные камни национальной педагогики крымских татар. Задача нового поколения ученых – создать педагогическую науку и образовательную систему на родном языке как часть международного образовательного пространства, что очень важно в условиях репатриации и адаптации крымских татар на исторической родине в Крыму и их интеграции в украинское и мировое сообщества.

Творчество И. Гаспринского было тесно связано с народной культурой, включая устное народное творчество крымских татар. В его работах на страницах «Терджимана» воплощены богатые традиции крымскотатарского литературного языка, поэзии и литературы. Особенно ярко это выразилось в романе И. Гаспринского «Дар-уль-Рахат мусульманлары» («Таинственная страна»), в котором главный герой Молла Аббас в течение нескольких лет основательно изучает культуру, обычаи и традиции мусульманских стран и т.п. Почти нет статьи, книги или брошюры И. Гаспринского, в которых не были бы отражены народные представления о мусульманской морали, добре и зле, достоянии и чести и т.д. поэтому Исмаил Гаспринский интересен и как один из первых исследователей народной педагогики крымских татар.
*
*
*
Гибель Номана Челебиджихана
23 февраля 85 лет назад был убит большевиками Муфтий Крыма, глава правительства Крыма, председатель Крымского мусульманского комитета, поэт Номан Челебиджихан. Во всех мечетях Крыма прошли памятные молебны посвященные гибели Великого сына крымскотатарского народа – Номана Челебиджихана. В главной Симферопольской мечети Кебир-джами, перед пятничным намазом, представителями Меджлиса крымскотатарского народа, Муфтияту был предан сохранившийся Священный Коран, Номана Челебиджихана. Номан Челебиджихан своим беззаветным служением народу, преданностью идее создания в Крыму государства, в котором крымские татары заняли бы достойное место, стал для нас мерилом совести и гражданской зрелости. Он писал: «Наш народ ценит справедливость. Он не из тех, кто печется только о себе, трудится только для собственного блага. Он ценит свободу и демократию. Он в той же степени поддерживает права иных, в какой признает священными свои права». Точная дата рождения Номана Челебиджихана неизвестна. По одним источникам это 1883, по другим - 1885 год. Место рождения село Буюксонак Орского уезда (Северный Крым). Семья Ибраима Челеби - отца Номана - пользовалась в селе непререкаемым авторитетом, благодаря уму, добропорядочности главы семейства. Начальную школу Номан в родном селе закончить не успел. Как свидетельствует турецкий исследователь, крымскотатарского проихождения, биографии Челеби Джихана Исмаил Отар, после закрытия сельской школы, Номан продолжает учебу в медресе Акъчора в Джанкое, затем в рушдие мектебе в Симферополе и Бахчисарайском Зынджырлы медресе. В 1906 году Номан Челебиджихан сходит на турецкую землю с палубы порохода, доставившего его из Крыма. Здесь же он встречается с Джафером Сейдаметом, Алимом Сеитом, Аблякимом Ильмий и другими, ставшими впоследствии друзьями на всю жизнь. Они же в 1908 году создают студенческое землячество, которое впоследствии перерастает в политическую организацию. Наступил 1912 год. Закончились занятия в университете. Челебиджихан с дипломом юриста и богослова возвращается на родину. Национальное движение набирает силы. И в этом же году Челебиджихан вместе с Джафером Сейдаметом организовывают общество "Ветан" ("Родина"). В марте 1917 года Номан Челебиджихан избирается Главным муфтием Крыма и на заседании вновь организованного Крымского Мусульманского центрального исполнительного комитета председателем. В торжественной обстановке во дворце крымских ханов в Бахчисарае 1 ноября 1917 года собирается первый Курултай, где Номан Челебиджихан объявил о создании Народной Республики Крым. Была принята Конституция, а Челебиджихан эфенди был избран председателем национального правительства. Большевизм в Крыму переходит в наступление. На станции Бельбек между Симферополем и Севастополем, завязывается тяжелый бой, но малочисленные эскадроны крымских татар под натиском в несколько раз превосходящих по численности большевиков, отступают под Севастополь, где приняв последний бой, были окончательно разбиты, вражескими соединениями. Государство крымских татар было разбито. Большевики арестовали Номана Челебиджихана и через 27 дней, 23 февраля, зверски убили его, а тело сбросили в Черное море. Может именно поэтому, наше море – Черное, ведь сколько слез и горя, нашего народа, хранится в нем.
*
*
*
Мустафа Абдулджемиль Къырымогълы родился в Крыму селе Ай-Серез 13 ноября 1943. Ему было шесть месяцев, когда он вместе с родными и близкими был выслан советскими властями в мае 1944 года в Среднюю Азию. До 1955 года его семья проживала в селении Айим Андижанской области Республики Узбекистан. В возрасте 18 лет, когда ограничения были смягчены, он принимает участие в создании Союза молодых крымских татар. Так Мустафа Джемилев начал трудную и длинную борьбу за признание прав крымских татар, за возвращение на Родину. Борьба прерывалась вереницей арестов и тюремных заключений. Впервые его арестовали в 1966 г. за отказ служить в Советской Армии. Затем последовали шесть арестов за антисоветские действия и и многие годы, проведенные в тюрьмах и трудовых лагерях. В 1960-ых годах М.Джемилеву удалось установить контакт с советскими правозащитниками, в том числе с Андреем Сахаровым, Петром Григоренко и другими диссидентами, основавшими группу для защиты прав человека в СССР. Взаимодействие с московской группой правозащитников позволило обратить внимание общественности на ужасающее положение крымских татар, их борьбу за свои гражданские права. Джемилева также известен как участник самой длительной голодовки в истории движения в защиту прав человека. Голодовка, продолжавшаяся 303 дней привлекла внимание мировой общественности к проблеме крымских татар, вызвала целую волну протестов и демонстраций. В 1986, когда Джемилев заканчивал шестой тюремный срок в строгом трудовом лагере, на встрече Михаила Горбачева и Роналда Рейгана был решен вопрос о его освобождении. В 1987, Джемилев присоединился к Центральной Группе крымскотатарского национального движения и в мае 1989 года избирается его руководителем. В тот же год он положил начало возвращению крымских татар в свою историческую Родину. 26 июня 1991 года Организация крымскотатарского национального движения (ОКНД) стала инициатором возрождения института Курултая. На этой первой сессии II Курултая, Мустафа Джемилев был избран Председателем Меджлиса крымскотатарского народа. Его полномочия подтверждались на сессиях Курултая 1993, 1997, 1999, 2001 годов. С 1998 года М.Джемилев депутат Верховной Рады Украины, с 1999 года он возглавляет Представительство крымскотатарского народа при Президенте Украины. Почетные звания, награды: Почетный Член организации турецкой интеллигенции, г. Стамбул (1992), Международная премия в области прав человека, Турция, г. Измир (1995), Почетный доктор наук Сельджукского университета в областии политологии и социологии, Турция, г. Конья (1996). Почетный доктор наук Высшего Технологического института в области организации и управления, Турция, г. Гебзе( 1998), лауреат Международной награды ООН - медали Нансена (1998); указом Президента Украины награжден орденом Ярослава Мудрого (2001); Почетный доктор Крымского государственного инженерно-педагогического университета (2003). Красной нитью через всю политическую деятельность Мустафы Джемилева проходит мысль о сохранении своего народа, включения его в международное национальное и правозащитное движение, необходимости использовании ненасильственых способов самоутверждения. В интервью, которое Джемилев дал в 1998 г.по поводу получения премии Нансена он подчеркнул: "Когда сильные средства используются в борьбе люди умирают, и ничто не может оправдать утраты невинных жизней."
*
*
*
Бекир Чобан-заде Поэт, критик, ученый-востоковед и тюрколог. Бекир Чобан-заде родился 15 мая 1893г. в г. Карасувбазаре в семье бедного пастуха. С раннего детства был вынужден помогать отцу. И только в 14 лет смог пойти в школу. За год усвоил всю программу начальной школы и рискнул выступить на экзаменах с выпускниками. Блестящие ответы поразили учителей, и в 1908г. на средства местного благотворительного общества Бекир был отправлен на учебу в Турцию. С 1905г. начал писать стихи, а во время учебы в Турции написал пронзительное "Тувгьан тилим" ("Родной язык"). В 1913г. в сборнике "Яш татар язылары" была опубликована его поэма "Ананъ къайда" ("Где твоя мать?"). В 1914г. окончил словесное отделение лицея и параллельно 3-годичные высшие курсы арабского и французского языков при Стамбульском университете. Наряду с этим Б.Чобан-заде участвовал в общественной деятельности в кругу крымских татар, обучавшихся тогда в Турции. В 1914г. он вернулся ненадолго в Крым, затем поехал в Одессу совершенствовать знания русского языка. В конце 3914г. был принят на историко-филологический факультет Будапештского университета, окончил его в 1918г. В мае 1919г. защитил диссертацию на тему "Кажущиеся сингармонические несоответствия в "Кодексе Куманикусе", преподавал турецкий язык в Восточной академии. В это же время появились его первые научные публикации в журнале "Туран", в стамбульских газетах. В 1920г. поэт вернулся в Крым, преподавал на факультете востоковедения Таврического университета, был избран и утвержден профессором университета, заведовал татарским отделом народного образования. Летом 1924г. был приглашен в Баку на работу по Новому тюркскому алфавиту. В Азербайджане Бекир Чобан-заде принимал активное участие в научной и общественной жизни республики. Он - профессор кафедры азербайджанского языка и литературы, затем декан восточного факультета Азербайджанского государственного университета в 1925-27гг., член научного совета Наркомпроса. В Симферополе издаются книги Бекира Чобан-заде по крымскотатарской научной грамматике (1925), о религиозной реформе и культурной революции (1927г.), о крымскотатарской литературе новейшего периода (1928г.). Перу Б.Чобан-заде принадлежало большое количество научно-исследовательских работ (более 120) и статей по вопросам алфавита, орфографии, терминологии применительно к тюркским языкам (крымскотатарскому, азербайджанскому, узбекскому, туркменскому, казахскому, турецкому), а также венгерскому, немецкому, французскому. В 1928г. против Бекира Чобан-заде развернулась клеветническая кампания в крымской и бакинской печати. Ученого обвиняли в пантюркизме, "буржуазном национализме". Изгнанный и исключенный отовсюду, лишенный всех своих должностей, он мучительно пересматривает свои позиции, вследствие учинённых над ним пыток и, в результате, психологического надлома публикует покаянные письма в крымских и бакинских газетах. Стихотворения этого периода полны навязчивых идей о смерти и потустороннем мире ("Хайтарма", "Красное вино"). Несмотря на травлю в печати, Бекир Чобан-заде сохранил высокий авторитет в научных кругах. В 1930-35гг. он заведовал кафедрой узбекского языка в Ферганском пединституте, преподавал в Ташкентском университете, Бухарском пединституте, избран действительным членом Азербайджанского филиала АН СССР, в 1935г. избран членом Парижского лингвистического общества. Бекира Чобан-заде арестовали 28 января 1937г. в Кисловодске. Суд над ним состоялся в Баку 12 октября 1937г. Был казнен 13 октября 1937г. Трагедия жизни Поэта потрясает. Преклоняешь голову перед его научными заслугами. Он работал на будущее тюркских языков, тюркских культур.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
_______________________ bigmir)net TOP 100 ______________
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2025